Еленка Донецкая (lat_elenka) wrote,
Еленка Донецкая
lat_elenka

Скандал вокруг закупок беспилотников для ВСУ (чотамтухохлов?)

Как пишет укрблогер, "чиновники готовят массовую закупку беспилотных летательных аппаратов (БЛА) А1-С «Фурия» в обход тендерных процедур, аргументируя свое решение тем, что данная модель - якобы - наилучшее решение для армии, не имеющее альтернатив, и следовательно, не нуждающееся в конкурсах. Однако, если разобраться, такая позиция - не что иное, как легенда, покрывающая ложь... Мотив лукавства, по моему мнению, - участие государственных служащих в коррупционном договорняке."

"Чтобы разобраться в теме, пришлось пообщаться с военными и волонтерами, изучить видео- и фотоматериалы, доступные в сети, а также отзывы и технические характеристики некоторых существующих в Украине моделей. Кстати, в эти дни на наших полигонах проходили испытания беспилотников, большая часть из которых присутствует в обзоре (отзывы удалось получить прямо от участников тестов). Поделюсь свежими впечатлениями о БЛА, которых, кроме "Фурии" почему-то в упор "не замечает" Министерство обороны.

Немного теории

В данный момент ВСУ испытывает крайнюю потребность в БЛА класса "Оперативный батальонный разведчик" (по натовской терминологии - Tactical UAV). Речь идет об электропланерах, которые могут совершать контролируемый полет дальностью до 30 км и на протяжении 45-90 минут (как минимум) передавать видеоизображение вместе с GPS-сигналом.

Несмотря на это, в Украине до сих пор не налажено конвейерное производство актуальных БЛА. Каждый из украинских производителей, отмеченных в данном обзоре, смог собрать порядка десятка изделий, и, в случае заказа, при наличии готовых испытанных моделей, способен организовать массовый выпуск в течение 1,5-2 месяцев. Кроме отечественных, имеются также два импортных продукта: FlyEye выпускает польская компания, а Skylark - Израиль. Их страны вложили существенные инвестиции в разработку данных БЛА (поляки инвестировали в FlyEye порядка 8 млн евро), в то время как БЛА украинского производства разрабатывались на голом энтузиазме, частных инвестициях и без малейшего содействия со стороны государства.

Все беспилотники данного обзора оснащены наземной станцией управления (ноутбук, джойстик и радиомодем), а на сами самолеты установлено дополнительное оборудование (например, камера, тепловизор), которое и делает их пригодными для применения в условия боевых действий.

Разница между моделями - в деталях, среди которых важны следующие параметры.

Во-первых, БЛА должен давать качественную картинку - чтобы можно было разглядеть мелкие детали, необходимые для принятия ответственного решения (например, по трассе движутся грузовики боевиков или обычные дальнобойщики везут контрабанду?).

Во-вторых, в зависимости от боевой задачи, летать он должен уметь как высоко и быстро, так и наборот: низко и медленно. Добавим к критериям качества возможность установки дополнительного оборудования, мощный аккумулятор, относительно небольшие габариты, удобство перевозки, маскировку (чтобы его не видел противник).

В-третьих, каждый беспилотник должен быть защищен от перехвата и подавления с помощью средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и продуман механизм безопасного приземления.

В-четвертых, комплект (летательный аппарат и и наземный комплекс управления) должен быть эргономичным, практичным в эксплуатации - быстро разворачиваться и сворачиваться, быть удобным и простым. На практике разведчик должен легко донести его на себе (чем он легче, тем лучше с этой точки зрения), быстро и незаметно запустить, собрать информацию, а затем так же просто свернуть весь комплект, чтобы передислоцироваться.

В-пятых, важен вопрос цены. И выбирать есть смысл только среди аппаратов, отвечающим жестким требованиям. Иначе деньги будут потрачены впустую.

Кроме всего перечисленного, во внимание берутся:
- размеры и форма аппаратов
- скорость, ветроустойчивость и радиус действия
- температурный режим эксплуатации
- масса полезной нагрузки
- точность целеуказания
- способ приземления

Из чего выбирать?

В таблице ниже представлены сопоставимые по параметрам модели БПЛА.

БЛА Observer S



Skylark


FlyEye


А1С "Фурия"


МП-1 Spectator



Перечисление технических данных далекому от авиации человеку ничего не говорит, поэтому стоит объяснить, что означает тот или иной параметр.

Размеры и форма аппаратов

От формы, длины и размаха крыльев зависят аэродинамические свойства БЛА, поэтому данные параметры тщательно просчитываются чтобы не происходило такого явления как сваливание (резкое падение подъемной силы в результате нарушения условий обтекания крыла воздушным потоком). Все модели, участвующие в обзоре, просчитаны неплохо. «Фурия» выделяется формой, относясь к типу аппаратов «летающее крыло». Остальные модели - фюзеляжные (планеры). Преимущества фюзеляжного типа - возможность нести больше полезной нагрузки и стабильнее выполнять съемку. БЛА типа «летающее крыло» выигрывают в простоте конструкции, однако их небольшие размеры и вес не позволяют нести дополнительную полезную нагрузку.

Скорость, ветер и радиус действия

Максимальная и крейсерская скорость влияют на возможность использования БЛА в ветреную погоду, на производительность съемки, а также на универсальность модели. Дело в том, что в данном случае неуместной является аналогия с автомобилем, где чем выше скорость, тем лучше, ведь чем выше скорость, тем выше расход энергии. Поэтому ценятся БЛА, которые способны летать и быстро (свыше 100-150 км в час), и медленно (около 50 км в час). Дело в том, что на небольшой скорости можно рассмотреть гораздо больше деталей. И с этой точки зрения выигрывают FlyEye и Observer S.

При этом двигатель должен быть достаточно мощным, чтобы была возможность подняться высоко («Фурия» и МП-1 Spectator в данном случае являются аутсайдерами). А также летать при сильном ветре: «Фурия» и МП-1 Spectator нельзя использовать при 10 м в секунду, тогда как Observer S летает и при 15-17 м в секунду (крепкий ветер, при котором ломаются ветки). Предугадать скорость и порывы ветра на высоте полета, как правило, сложно. Поэтому и нужен запас мощности.

Радиус действия - также важный параметр. Все модели соответствуют минимальной необходимости военных в 15 км, а FlyEye втрое превышает этот параметр.

Температурный режим использования

Климатические условия Украины для БЛА довольно жесткие - зимой у нас реальные морозы, летом - сильная жара. Поэтому БЛА конструируют таким образом, чтобы они выдерживали от минус 20 до плюс 35 градусов Цельсия. Лидеры по этим параметрам - Observer S и FlyEye, которые меньше боятся перегрева (предусмотрена усиленная система охлаждения: большие пропеллеры и большая площадь решетки радиатора) и в результате могут летать и даже при плюс 40-50 градусах.

Масса полезной нагрузки

Полезная нагрузка - это предметы (устройства), навешивающиеся на БЛА. Например, камера или тепловизор. А1С «Фурия» и МП-1 Spectator способны «взять на борт» предметы массой 400-500 грамм (соответственно, можно установить лишь тепловизор и дневную камеру), а остальные модели - от 1 до 1,5 кг. То есть, можно поставить и камеру, и тепловизор, и ретранслятор, и дополнительно - фотоаппарат. Также можно установить «радиоактивную ловушку», чтобы замерять радиационный фон местности.

Лучшие показатели по массе полезной нагрузки позволяют устанавливать и более качественное фото- и видеооборудование с гиростабилизированной платформой, что позволяет делать очень точные карты и планы местности.

Кстати, видеопередача на всех моделях идет в аналоговом формате, хотя сами камеры цифровые. Выделяется Spectator, у которого стоит еще и аналоговая (более старая) камера. Кроме того, эта модель - единственная, у которой нет возможности смены полезной нагрузки.

Работа с целями и другими объектами

Две основные характеристики - возможность определения координат цели (речь идет о точности около 50 метров) и ее сопровождения. «Фурия» и Spectator по этим параметрам также находятся в аутсайдерах. Правда Observer S пока еще не умеет сопровождать цель (хотя определяет ее координаты). Полнофункциональными являются лишь Skylark и FlyEye, но и цена у них в разы выше.

Кроме того, для военных БЛА существует еще и такой специфический параметр, как интеграция с автоматизированной системой управления (АСУ) тактического звена. Это когда БЛА является одним из датчиков, который позволяет в тоже время видеть полную картину боевой обстановки. Увы, «Фурия» и Spectator также проигрывают по данному показателю (Skylark, FlyEye и Observer S поддерживают АСУ), но в тоже время нужно отметить, что АСУ тактического звена в нашей армии еще не приняты на вооружение, хотя разработки есть, например, Марс.

Шифрование

Как показала практика, шифруй-не шифруй, а современные РЭБ все равно подавят любой сигнал. Однако шифрование сигнала все равно требуется для того, чтобы противник не мог перехватить управление БЛА и захватить самолет. Данные о шифровании пока скудные, известно лишь то, что у практически всех БПЛА в обзоре это шифрование с помощью 128-битного ключа. В том же случае, если средства РЭБ подавили связь, беспилотник должен двигаться на автопилоте. Испытания, которые в эти дни проводились на полигоне под Черниговом, показали, что все украинские БПЛА из нашего обзора продолжают летать и под воздействием РЭБ. Однако нет данных по «Фурии», так как она не принимала участия в испытаниях. Кроме того, особняком стоит Spectator, сигнал которого, судя по доступным в сети данным, не шифруется.

Взлет и посадка

Самолеты такого класса обычно запускаются с катапульты (так не расходуется энергия на взлет). Поэтому гораздо важнее то, как такой самолет садится. Дело в том, что неудачная посадка приводит к тому, что он выходит из строя (проще говоря - разбивается). У практически всех моделей парашют выбрасывается автоматически, кроме «Фурии», где этот момент недоработан. Вполне возможно, что недостаток исправят в более свежей модификации. Иначе это - одноразовый «самолет».

Фактор цены

Skylark и FlyEye - явные лидеры по большинству характеристик. Однако цена в 10-12 млн грн) на них явно кусается. По цене одного комплекта этих БПЛА можно купить 5 «Фурий», 4 Observer S или 3 Spectator, которые хотя и хуже, но и ненамного, и вполне подходят для выполнения боевых задач в зоне АТО. То есть, если бы я выбирал, то рассматривал варианты именно из этой троицы, внимательно взвешивая все плюсы и минусы, а также соответствие условиям, в которых им предстоит работать. Из того, что видно по цифрам - лучшим по соотношению цена-качество является Observer S, после него 2 и 3 места разделяют «Фурия» и Spectator.

Итоги

Подытоживая сказанное, отметим, что "Фурия" - неплохая модель (хотя и являет собой ребрендированный зарубежный продукт RVJET, который в РФ продают примерно за 90 тыс. грн (в эквиваленте); никакими миллионами, как просят за "Фурию" и не пахнет), однако по своей конструкции предназначена исключительно для работы в качестве корректировщика огня для артиллерии. Аналогично и можно сказать и про Spectator, но нужно отметить и еще один его недостаток - отсутствует тепловизор, что делает эту модель еще более узкоспециализированной.

Skylark, FlyEye и Observer S - универсальные "солдаты". Они могут работать и в качестве разведчика-наблюдателя (аэро-, фотосъемка), и в качестве корректировщика огня, а также использоваться как ретранслятор сигнала (и многое другое - в зависимости от боевой задачи).

Как видим, несмотря на то, что в обзоре приняла участие лишь часть БЛА из имеющихся на рынке, выбирать есть из чего. Стало быть, миф об исключительности, безальтернативности "Фурии", не выдержал даже элементарного сравнительного анализа. А следовательно, внеконкурсная закупка этой модели ничем, кроме личного чиновничьего интереса и подковёрными договорённостями, не поясняется.

А ведь было бы логично, чтобы деньги дефицитного военного бюджета были потрачены по назначению (на лучшую из моделей, а не на самый толстый карман). Правильно было бы так выстроить систему обеспечения армии, чтобы чтобы закупленные БЛА реально служили в войсках, давая импульс развития отечественному военпрому. И стыдно будет осознавать, что вместо всего этого мы увидим закупку китайской поделки, пылящейся на складах после того, как на неё будут потрачены космические деньги. И хочется, чтобы государство наконец-то взяло на себя ответственность за адекватное качество испытаний, а также бремя технического обеспечения армии, которое сегодня влачат на себе из последних сил на себе полунищие волонтеры-энтузиасты.

Что делать?

Очевидно, грядущая бесконкурсная закупка - плод чьей-то личной договорённости, которая недопустима. Ведь такие схемы губят на корню зарождающуюся отечественную отрасль высокотехнологичного авиастроения. Поэтому важно тщательно и ответственно провести предварительный анализ не только "железа" (компонентов оборудования), но и софта (программы планировщика маршрутов, программы обработки и вывода полученных данных). Еще одна оговорка - важны не столько отдельные компоненты (как описано выше), сколько качество всей собранной системы, которое невозможно оценить лишь по полигонным испытаниям.

А если и закупать что-то без тендера, то лишь для эксперимента - несколько экземпляров для работы в боевых условиях. Затем, по результатам реальной эксплуатации, делать выводы о качестве продукта. Для крупного контракта нужна предусмотренная законодательством тендерная процедура без "импровизаций", бросающих тень на армию и государство."


Ссылку кому надо -  тот "нагуглит".

Tags: ВСУ, Украина, армия, оружие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lat_elenka march 13, 2016 03:27 5
Buy for 50 tokens
"Крым - зона геополитических интересов России. А Донбасс пошумит, пошумит и успокоится.. . " Соколов, член обществ. палаты Думы РФ, 7 марта 14 года.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments