Еленка Донецкая (lat_elenka) wrote,
Еленка Донецкая
lat_elenka

Малый бизнес ДНР. Лягушка в кипятке

Оригинал взят у politolog_dn в Малый бизнес ДНР. Лягушка в кипятке
Малый бизнес ДНР. Лягушка в кипятке

«Сегодня мы приходим к тому, что государству не нужны мелкие предприниматели. Проще работать со средним и крупным бизнесом, под который расчищают рынок», - так об «эволюции» малого бизнеса за период войны, реальных перспективах базара и рынка, а также административном факторе в нелегком деле развития торговли думает донецкий бизнесмен, в прошлом ополченец, Дмитрий «Завхоз».

- Знаете историю о том, как сварить лягушку? Если сразу бросить в кипяток, то она из него выпрыгнет и все. А если воду нагревать медленно, то сварится заживо. Если посмотреть на краткую историю бизнеса ДНР, то это про нас, - непосредственный участник процессов углубляется в ретроспективу. В памяти Дмитрия ключевых этапов и поворотных решений достаточно много, но для тех, кому «дела давно минувших дней» интересны только как элемент недавней истории, отметим только тенденцию. Она, со слов собеседника, выходит следующим образом.

В 2014-ом пустые полки магазинов и прилавки базаров требовали наполнения любыми путями, и на ввоз, в первую очередь продуктов питания, был выдан карт-бланш всем желающим рискнуть. В 15-ом настает время некоего упорядочения, что «системными бизнесменами», которые ожидали не столько «спекулятивной удачи в мутной воде», сколько понятных правил игры, воспринималось даже положительно. Но к концу года завершается формирование профильных органов, в первую очередь фискальных, и начинается новая «эра».

- Насколько мне известно, весь 2016 год шли переговоры с сетями. Ставка была сделана на крупный бизнес и здесь прозвенели первые «звоночки» для мелких предпринимателей. Появляется таможня, которая, для начала, как бы просто ведет статистику: что есть, что ввозят. Позиция госорганов переходит от «зарегистрируйся и плати, сколько можешь», к «ты можешь больше». Хотя, к примеру, новая государственная сеть «Первый республиканский», стартовала с уже существующей базы, с запасами предыдущего собственника, оборудованием и площадями, да еще и с некоторыми льготами от государства, - вспоминает Дмитрий. – Думаю, что на каком-то этапе кто-то решил, что базар - конкурент супермаркету. А с супермаркетом работать проще: от налоговой он не скроется, большинство работников оформит официально, за землю, коммуналку и прочее заплатит больше. Поэтому рыночников начали «жать». Кстати, ограничивать стали и «гуманитарку», которая, если вспомните, одно время поставлялась в регион в избытке и даже отчасти снижала спрос на дешевые продукты в рознице. В итоге, стараниями ЦУВа, были практически полностью перекрыты каналы ввоза помощи от некрупных организаций и волонтеров. Оставался фонд Ахметова, ныне уже тоже устраненный, и конвои МЧС РФ, которые напрямую населению помощь не поставляли.

- А как же эти сегменты-конкуренты уживались в довоенном Донецке?

- На самом деле это вполне реально, и конкуренция там только относительная. С точки зрения экономики, в обычных условиях малый бизнес берет мобильностью, меньшими затратами на персонал и торговую точку и прочим. Крупный – большими партиями поставок, удобством инфраструктуры. Вообще, по большому счету, эти два сектора ориентированы на разного покупателя – всегда будут те, кто рано утром поедет на базар лично выбрать десяток яиц и домашний творог, и те, кому хочется подъехать к гипермаркету и без суеты набрать тележку всякой всячины в кондиционируемом помещении. Плюс, всегда будут группы товаров, которые крупным сетям попросту неинтересны – сезонные вещи, продукция мелких производителей, аксессуары и тому подобное – все это удел рынков и небольших магазинов. В нормальных условиях и те, и другие могут прекрасно сосуществовать, пересекаясь по некоторым позициям, которые для покупателя условно уравниваются, а каждая из сторон компенсирует для себя эту уравниловку в каких-то других товарах. В России, на которую мы всячески равняемся, торговля тоже давно ориентирована на сети, это потеснило базары, но все же не ликвидировало обычные магазины как класс.

- Что мешает подобной сбалансированности в Донецке?

- В созданных условиях малый и средний бизнес лишены своего главного конкурентного преимущества – мобильности. Мало найти поставщика или производителя, договориться с ним по цене, качеству, срокам и найти деньги. Эти деньги нужно перевести, а так как напрямую с Центральным республиканским банком никто не работает, то это целый квест, на каждом этапе которого предприниматель платит за каждую манипуляцию с его же деньгами, а банк еще и наделен правом согласовывать транзакции! То есть, внеся деньги на счет, переведя их в валюту, договорившись с НКО, которое вместо меня заплатит поставщику, так как я же не резидент, я пишу заявление в ЦРБ, в котором указываю все детали сделки, а он решает, совершать мне сделку или не совершать?! Только на бюрократические процедуры уходит две недели. А потом у меня есть 30 дней, чтобы ввезти на таможенную территорию ДНР товар, на сумму выведенной валюты и не дай боже меньше. Отдельная история – ввоз через таможню, который для частников может занять пять-шесть дней. Для справки, сутки простоя фуры на границе стоят 100 долларов. Правила оформления могут поменяться как раз во время пути товара от производителя к вам, где и как вы будете собирать внезапно понадобившиеся документы – ваши проблемы. Надо ли говорить, что у крупных сетей подобных проблем нет, все согласования получены наперед, с ЦРБ, НКО и прочими контакт значительно плотнее, а таможню фуры проходят максимум в течение суток?

- Получается, ставка на крупный бизнес, о которой вы говорили выше, подкрепляется административным заслоном мелкому?

- В какой-то мере, да. Построенная система сознательно усложнена, перенасыщена всевозможными разрешительными и контролирующими функциями. Представители компании, у которой ряд торговых центров, сотни наемных сотрудников и солидный оборот, не решают свои вопросы с инспектором в районной налоговой. Республика небольшая, можно вести переговоры напрямую с верхами. Для мелких предприятий это невозможно, и вся «мощь» администрирования и контроля автоматически ложится на их плечи.

- В соцсетях многие ваши коллеги жалуются на ставки налогообложения. Можете оценить существующую налоговую систему с точки зрения частного предпринимательства?

- Сам по себе закон был вполне лоялен. К примеру, упрощенная система с налогом 2,5% от оборота, или следующий уровень – 6%. Но сейчас если распечатать все профильные документы, окажется, что дополнений, уточнений, постановлений и распоряжений, регулирующих сферу, по объему в восемь (!) раз больше, чем сам закон. Во всем этому уже, кажется, не разбираются даже сами сотрудники налоговых органов, часть документов противоречит друг другу, и по факту сделано все, чтобы хоть что-то предприниматель нарушил.

Новые документы зачастую вводятся с момента публикации или в трехдневный период, то есть, подстроиться под новые нормы никто просто не успевает. Некоторые ситуации вообще уникальны в мировой практике, так как только в ДНР закон иногда имеет обратную силу. Один пример: работал человек на упрощенной системе, платил положенные проценты и вел минимум документации – упрощенка же. А потому что-то поменялось, и он оказался обязан предоставить приходные, расходные и прочие документы за два прошлых года.

Что касается самих налогов, то вот один пример – налоговая требует, чтобы зарплата наемного работника была не меньше 8,5 тысяч рублей для совсем неквалифицированного труда, и от 10 тысяч для всех остальных. Но почему тогда государство само не устанавливает такие ставки и оклады? Получай население хотя бы из этого уровня, оборот в торговле был бы выше, не было бы необходимости заставлять предпринимателей преувеличивать прибыль в отчетах.

Раскрученный аргумент, что у нас нет НДС – это фикция. Он есть в России, и мы его платим при закупке. Кроме того, у нас есть «альтернативные» налоги, которые с лихвой покрывают все. Например, слышали о налоге на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства? Виноградарство в донецких степях видели? Или хмель в современном пиве? А налог есть, и он такой не один. Вообще, странных платежей и взысканий достаточно много. И не будем забывать об «общественной нагрузке» во всякие фонды, на помощь каким-нибудь учреждениями и прочим. Она тоже никуда не девается. Да, кстати, так как ДНР Россией не признана, для Таможенного союза мы Украина, и многие импортеры вынуждены правдами и неправдами сохранять в дополнение к республиканской украинскую юрисдикцию, и, соответственно, платить и туда тоже. По факту, налогообложение двойное, а то и тройное.

- И все это – в ценах?

- Не буду оправдываться, спекулятивная жилка есть в каждом торговце, и когда был значительный дефицит тех или иных товаров, наценка на рынках могла доходить и до 600%. Современная наценка на социально значимые товары (мука, подсолнечное масло, сахар и т.д.) – это 1,5 – 2%. Опт стремиться к 10%, а вот так называемые непопулярные товары, то есть то, что не закупается простым гражданином ящиками и сотнями штук – это 70-100%, а то и выше. В цену предприниматели закладывают не только объективно существующие факторы, но и все риски. В сфере безопасности, назовем это так, их стало меньше, в нормативно-правовой – больше. Все, описанное выше бизнес должен покрывать, доплачивать из своего кармана он не будет.

- То, о чем вы говорите, вполне укладывается в понятие «прессинга». Вопрос о его целях – расчистка рынка, уничтожение ставшей ненужной прослойки мелкого предпринимательства, или, может, какие-то скрытые от общественности глобальные бюджетные проблемы, которые пытаются решать самым доступным образом?

- Начнем с конца. Бюджетные проблемы в государстве, очевидно, существуют, но только за счет торговли они не решаемы, что с нами не делай. Думаю, что дело тут в человеческом факторе – чем больше соберем, тем лучше будем выглядеть в глазах руководства или тех, кто приедет проверять, как на месте строится «процветающий Донбасс». То, что налоги у нас собирают по плану, а не по факту, давно не секрет. Ежемесячный прирост, который требуют от предпринимателя – 4%, если не выполнил – пиши объяснительную. Возмущаешься, жди проверок, визитов «Народного контроля» и прочего.

Я не думаю, что задача сформулирована именно как ликвидация мелкого бизнеса. Эта категория сильно разрослась в 2014 году, когда ничего другого в регионе не осталось, так что ее сокращение – процесс во многом естественный, обусловленный конкуренцией. Но многократно разросшийся за эти годы бюрократический аппарат требует с одной стороны прокорма, то есть наполнения и увеличения бюджета, с другой – должен оправдывать свое существование, постоянно рождая инициативы, мероприятия по контролю и штрафные санкции. А это уже неестественно с точки зрения законов экономики, и может привести к противоположному эффекту – хотели развить рынок за счет привлечения крупных игроков, а в итоге отдали его в ограниченное число рук.

- По вашим наблюдениям, какова результативность лоббистов крупного бизнеса?

- Невысокая. Да, количество самих сетей и их супермаркетов за два года выросло, но основная масса крупного бизнеса и среднего, стремящегося к укрупнению, все еще выжидает. С приостановкой активных боевых действий в Донецк вернулась значительная часть, скажем так, обеспеченных граждан, имеющих определенные активы, средства и навыки инвестирования. Но система пока не демонстрирует должной стабильности и прогнозируемости, и «модные», как они сами себя называют, предпочитают выжидать, потихоньку проживая накопленное за чашечкой кофе на бульваре Пушкина.

Построение абсолютно прозрачной, здоровой конкурентной среды – это утопия и идеологический штамп. Бизнес – это среда, умеющая приспосабливаться к разным условиям, но они все же должны быть предсказуемыми. Индикатором этого будет активность вот этой категории. Когда они сочтут, что можно начинать работать, вот тогда в Донецке начнет развиваться рынок. А пока – тяжба между несколькими потенциальными монополистами и «базаром», при неумелом вмешательстве государства как раз в те сферы, где оно не нужно, и без внимания к действительно важным вещам.

- И что для этого необходимо?

- На мой взгляд, для начала отменить всю кипу правок и дополнений к налоговому законодательству и вернуться на стартовые позиции. Если основной документ нуждается в трансформации, то она должна быть понятна каждому, не противоречить действующим нормам и приниматься только после обсуждения с теми, кого она затрагивает. У нас сейчас невозможно даже понять, что обсуждают профильные комитеты, не говоря уже о том, а кто авторы документа, кто входит в эти комитеты и комиссии, имеют ли они нужное образование и опыт.

Под контролем государства должны быть естественные монополии, стратегически значимые отрасли, такие как электро- и газоснабжение, и сферы, где контрафакт опасен для жизни граждан, как фармацевтика или торговля алкоголем. Все остальное его должно интересовать с точки зрения своевременной уплаты налогов и обеспечения конкурентных условий, которые не допускают картельных сговоров и возникновения частных монополий. У нас же госаппарат ведет себя как слон в посудной лавке. Под разговоры о плановой экономике ситуация на рынке больше напоминает развитый феодальный строй.



Tags: Донбасс, трудности роста
Subscribe
promo lat_elenka march 13, 2016 03:27 5
Buy for 50 tokens
"Крым - зона геополитических интересов России. А Донбасс пошумит, пошумит и успокоится.. . " Соколов, член обществ. палаты Думы РФ, 7 марта 14 года.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments